Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя
от жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Человек
- высшее творение природы. Но для того,
чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному,
но очень важному требованию: быть здоровым.
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития
человека. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития
предъявляют всё новые более высокие
требования к человеку и его здоровью, особенно остро в образовательной области,
где практическая работа, направленная на сохранение, укрепление здоровья и физическое
воспитание детей – является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.
Нужно помнить о том, что идеально здоровых
детей очень не много (20-25%). Педагоги ДОУ работают с практически здоровыми детьми, у которых имеются
незначительные нарушения здоровья. Если у таких детей не выработать навыки
здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие проблемы со здоровьем могут
перерасти в большие.
Здоровье
детей является главным условием и показателем личностного направленного
образования. Это и основная задача всей системы образования. В связи с этим встают
проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих;
создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции; проектирование
процесса воспитания; внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих
технологии.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по
степени влияния на здоровье детей.
Главный
их признак – использование психолого-педагогических приёмов методов подходов к
решению возникающих проблем. Одним из
приоритетных направлений своей
работы я отвожу поиску путей повышения
эффективности оздоровительной работы на основе тесного взаимодействия с медицинским
работником, педагогами ДОУ, родителями и с социумом. В ДОУ созданы все
условия для реализации единой системы здоровосберегающих и
здоровьеформирующих технологий таких как:
·
комплексная развивающая программа «
Детство» (В. И. Логиновой и д.р.), основывающаяся на блоке «Здоровый образ
жизни» (приказ №32 от 13.06.2006 г). Назначение, которого в том, чтобы создать
условия для полноценного физического и психического здоровья воспитанников
детского сада, помочь им освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому
образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
·
программа обучения детей плаванию в
детском саду (Е. К.Воронова.). Основной целью программы является обучение
дошкольников плаванию; закаливание и укрепления детского организма; обучение
каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы
для разностороннего физического развития
(развитие и укрепление опорно -
двигательного
аппарата, сердечно - сосудистой и
нервной систем).
Образовательный процесс
по здоровьесбережению строю по 4
направлениям:
1. Технология обучения
здоровому образу жизни
2. Технологии стимулирования и
сохранения здоровья
3. Коррекционные технологии.
4. Технология
валеологического просвещения родителей.
Предлагаю
рассмотреть, как применение здоровьесберегающих технологии в
воспитательно-образовательном процессе и взаимодействие педагогов ДОУ
способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики, она
является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Я стараюсь
разнообразить форму утренней гимнастики (аэробика, ОРУ с предметами и без, упражнение на
расслабление и восстановления дыхания, ритмопластика, гимнастика для глаз,
элементы игрового самомассажа). Провожу гимнастику на открытом воздухе или в
зале (в зависимости от погодных условий и возраста детей).
Использую в
работе оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой
гимнастике « СА- ФИ- ДАНСЕ» (рекомендованную
программой «Детство»), основными разделами которой является танцевально-ритмическая
гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Известно,
что основным видом деятельности детей является игра. Игровой
метод проведения гимнастики придает процессу обучения детей привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает
эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей ребенка. Все это способствует укреплению здоровья
ребенка, его физическому и умственному развитию.
После
гимнастики для приобщения детей к здоровому образу жизни и воспитанию
культурно-гигиенических навыков c
воспитателями
ДОУ (групп разного возраста) подобрали стихи, потешки, к каждой я придумала
движения, разучиваю их, чтобы
в дальнейшем ребята могли самостоятельно
в режимных
процессах выполнять навыки
личной гигиены.
Текст
|
Движения
|
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру,
Руки
мой перед едой,
Грязные
руки грозят бедой.
|
сложить кисти рук «чашечкой»
круговые движения
взять мыло «имитация»
потереть ладошки
смыть мыло «имитация»
погрозить пальчиком
|
Такие занятия организовываю в
виде игровых упражнений, групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий по
овладению техникой игры с мячом. В процессе таких занятий у детей развивается
интерес к различным видам и формам двигательной активности, формируется
осознанное отношение к спортивным играм с мячом, повышают эмоциональный
тонус детей. Упражнения с мячами укрепляют и развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, удерживающие позвоночник, способствуют
выработке хорошей осанки, а так же увеличивают подвижность в суставах пальцев и
кистях, усиливают кровообращение,
развивают координацию, глазомер, ритмичность, согласованность движений,
быстроту, силу, ловкость. Применение таких занятий даёт мне возможность разнообразить работу с
детьми по здоровьесбережению.
Основной
формой моей работы является непрерывная
образовательная деятельность (НОД) в области «физическое развитие». Правильная
организация НОД по физической культуре, в соответствии с возрастными
особенностями дошкольников даёт положительную амплификацию развития –
максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого
развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения дошкольников со
сверстниками. При этом необходима вариативность и разнообразие форм и видов
занятий (традиционные, нетрадиционные,
сюжетные, тренировочные, занятия круговой тренировки, занятие
по карточкам, интегрированные и т.д.). Считаю, что необходимым условие проведения НОД является технология музыкального воздействия. Для повышения эмоционального настроя совместно с музыкальным руководителем создала музыкальную
картотеку по темам недели (в
соответствии с ФГОС). Внедрение
музыкальных игр-упражнений, пальчиковых игр, хороводов, подбор музыки для бега,
релаксации, общеразвивающих упражнений
дают положительную
реакцию, позволяющую выполнять почти любую доступную
возрасту и здоровью физическую нагрузку. Дети
лучше и быстрее усваивают материал, повышается
работоспособность, развивается быстрота и качество движений, выносливость и восстановительные процессы. Вношу их
как вводную, основную так и
заключительную часть занятий. Разработала игровые занятия для развития
скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, гибкости. Разученные на
занятиях подвижные и спортивные игры, игровые задания, эстафеты в дальнейшем
применяются педагогами ДОУ в самостоятельной деятельности детей,
динамических часах (физкультура на улице, проводят воспитатели) и в активном отдыхе (на
прогулках, праздниках, досугах, «Днях здоровья»).
В группах компенсирующей направленности использую логоритмику (М.Ю. Гоголевой приказ №28 от 02.05.2007 г). В таких группах для стимуляции деятельности речевых центров в НОД включаю упражнения на развитие дыхания, упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения («лошадка», «вкусное варенье», «почистим зубки»). Использую больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями. Тематику согласовываю с логопедом группы, который консультирует меня, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы.
С целью повышения эффективности процесса здоровьесбережения в
образовательный процесс ДОУ была введена парциальная программа «Программа
обучения детей плаванию в детском саду» Воронова Е.К. На основе её разработала
свою рабочую
программу. Программа
рассчитана на 3 года обучения, провожу во второй половине дня со средней группы. Перед
собой поставила задачи: расширять и углублять знания
детей о пользе плавания, закаливания, развития физических
качеств воспитания культурно-гигиенических навыков. Способные
дети уже к подготовительной группе стали
посещать секции по плаванию АО КСЦ «Дельфин» и давали положительные
результаты: занимали места в первенствах, получали разряды.
Для мальчиков создана секция «футбол», где с ними занимается профессиональный тренер
по футболу. Первый товарищеский
матч по футболу состоялся между командами детей детского сада.
Мной
организована консультативная и информационно-просветительская
работа в
помощь
родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей, формирования
у родителей здорового образа жизни как ценности. А также знакомлю родителей с
различными формами работы по физическому воспитанию и здоровьесбережению,
информирую (беседы, консультации) о физическом развитии, об уровне двигательной
подготовленности их ребёнка, привлекаю родителей к участию в различных
совместных конкурсах, спортивных праздниках, досугах, использую
нетрадиционные формы работы с
родителями, практические показы (практикумы).
Медики проводят мероприятия по
профилактике
простудных и д.р. заболеваний. Создана комната для профилактических процедур, в
которую входят аппараты:
«Гейзер» (ингалятор
ультразвуковой) предназначен по
профилактике и лечения дыхательных путей,
«Массажная
ванночка для ног» - предназначена по
профилактике плоскостопия.
Так же в саду
действует галокамера по профилактике
дыхательных путей.
Совместная
работа педагогов ДОУ, тесное сотрудничество с семьей, формирование у родителей ответственных взглядов и убеждений в деле здоровьесбережения
и сохранения здоровья. Большой комплекс профилактических мероприятий, с
системой интенсивного закаливания, преобразование развивающей среды позволили
добиться снижения числа случаев простудных заболеваний. По данным исследования проведённым
за последние три года зафиксировано снижение заболеваемости с
21,1 % до 15,7 %,
часто болеющих детей с 15 до 9
человек, наметилась стабильность в общей и острой заболеваемости.
Учебный год
|
Количество детей
|
Уровень заболеваемости
|
2014-2015
|
195
|
21,1%
|
2015-2016
|
214
|
19,4%
|
2016-2017
|
243
|
15,7%
|
Здоровый
образ жизни – необходимое условие, от которого зависит физическое и психическое
благополучие ребенка, нормальный уровень жизнедеятельности организма, адаптация
детей к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении.
В
детском саду навыки здорового образа жизни необходимо формировать, начиная с
раннего детства, а в дошкольном возрасте закреплять и совершенствовать в
условиях целенаправленной педагогической работы. Успешность реализации здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе во многом зависит от особенностей
взаимодействия педагогов и родителей в вопросах становления физической
компетентности у детей дошкольного возраста по здоровьесбережению.
Если будут здоровыми дети, будет перспективное будущее у страны
и надежная старость у предшествующих поколений!
Список
литературы
·
Воронова
Е.К., Программа обучения плаванию в детском саду. Издательство: Детство-Пресс, cерия: Библиотека программы
"Детство" 2010 г. -80 стр.
·
Гоголева
М. Ю., Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы: методическое пособие -
Издательство: Академия Развития, 2006
- 107 с.
·
Николаева
Н.И., книга: «Школа мяча» - Издательство:
"Детство-Пресс", cерия: Библиотека программы "Детство" 2012 - 96 стр.
·
Фирилева
Ж.Е. Сайкина Е.Г., оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой
гимнастике «Са-Фи-Дансе» ФГОС: учебно-методическое пособие - Издательство:
"Детство-Пресс", серия: Библиотека программы "Детство"2016
- 352 стр.
·
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый ребенок - в
здоровом социуме»: научно - практический сборник инновационного опыта - М.:
Ставропольсервисшкола: Илекса, 1999 - 319 с.
Интернет ресурсы
·
Мартыненко
Е. В., Бойцова Я. В., Здоровьесбережение детей дошкольного возраста //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С.
186–190. [Электронный ресурс],:
http://e-koncept.ru/2016/56845.htm
·
Сайфиева С. С.,
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ //научная статья
по специальности «Народное образование. Педагогика» [Электронный ресурс],: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-doshkolnika-i-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-1
Комментариев нет:
Отправить комментарий