Powered By Blogger

понедельник, 14 октября 2013 г.

Проект «Широкая масленица».


                                                                                             
Участники проекта:
·        Музыкальные руководители
·        Инструктор по физической культуре
·        Родители.
·        Воспитатели групп
·        Эколог
·        Дети –  подготовительных групп 6-7 лет
Сроки реализации проектаодна неделя.
Тип проекта:познавательно-творческий
·         по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
·         по доминирующему методу – игровой, творческий;
·         по предметным областям – межпредметный (художественное творчество, музыка, физическая культура, экология);
·         по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Проблема проекта:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность:
 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель:
Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно-нравственных ценностей русского народа.Повысить интерес к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
·        Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
·        Обогащать духовный мир детей.
·        Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
·        Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
·        Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Краткая аннотация проекта:
В данном проекте мы знакомим детей с истоками народной культуры, с традициями народа, его жизнью. Узнаём много нового и неизвестного. Изучаем устное народное творчество(пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.п.), песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов. Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки.Проект предназначен для ребят старшей и подготовительной группы.  Родители принимают активное участие вместе с детьми, помогают находить материал в интернете, родители групп общаются между собой по теме проекта, помогают при изготовлении костюмов.масленицы. Одним из самых ярких результатов проекта является праздник "Масленица", где дети, родители и педагоги показывают всё то, что узнали в ходе проекта.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
·        Что за праздник Масленица?
Проблемные вопросы:
·        Как мы встречаем праздник?
·        Зачем нужен праздник?
·        Почему до сих пор мы отмечаем старинные народные праздники?
·        Как отмечают в твоей семье народные праздники?
Учебные вопросы:
·        Какие праздники вам известны?
·        Кто участвует в праздниках?
·        Какие песни исполняют на праздниках?
·        Что нужно сделать, чтобы праздник получился весёлым?
·        Какие пословицы, загадки, прибаутки могут сопровождать праздник?
·        В какие костюмы нужно наряжаться на праздник?
Визитная карточка проекта:
Публикация авторов:
Презентация  для выявления представлений и интересов воспитанников:
·        Масленица в живописи
·        Масленица в музыке.
·        История масленицы
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:
·        «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
·        Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Мороза, Солнца.
·        Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
·        Видео-фильм «Смешарики – Масленица», «Ой! Блины», «Масленица – Блиноедка»
·        Публикация





Ожидаемые результаты проекта:
·        Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
·        Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
·        Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
·        проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
·        работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
·        выбор формы реализации проекта.
·        помощь в подборе музыкального сопровождения.
·        разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
·        организация места проведения праздника.
·        проведение инструктажа по технике безопасности.


Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в непосредственную образовательную деятельность   помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
 2.Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
5. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.
Образовательные области в реализации проекта:
Развитие речи:
• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)
Игровая деятельность:
• Подвижная игра «Масленица» (приложение №4)
• Хороводная игра «Ровным кругом» (приложение №4)
• Танец «Топа-топ» (приложение №4)
• Логоритмическая игра «Радуга-дуга» (приложение №4)
Художественная литература:
• Разучивание русских народных песен.
• Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение №2)
• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (Приложение №5)
• Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству. (приложение №3)
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю»: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

ИЗО:
• «Подарки для гостей»: создать эмоциональный подъём и желание сделать приятное другому человеку, закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить придавать объёмность формам из бумаги, искать и находить удачные композиционные решения. (росписи матрешек, котят, бумажных куколок и т. п.)
Наглядная информация:
·        публикация
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек.
• Изготовление костюмов.
• Выпекание блинов совместно с детьми.
Приложение №1.
ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ
Беседа для детей от 5-6 лет
Любили на Руси праздник «Проводов Зимы» - Масленицу, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, и начиналась «Широкая Масленица».
В этом году начало Масленицы приходится на 11марта. Масленичная неделя состоит из двух половинок - узкой и широкой масленицы, у каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи празднования.
 Понедельник - Встреча
В первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.
  Вторник - Заигрыши
На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили, друг к другу в гости: катались на горах, веселились, угощались блинами. Дети катались с гор во все дни масленицы – с гор съезжали и на санях, и на салазках, и на обледенелых рогожах.
 Среда - Лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов: «У тещи про зятя и ступа доит». «Придет зять, где сметанки взять?» Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

 Четверг - Разгул
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался вовсю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои и конские бега. Возводили и захватывали построенные снежные города.
  Пятница - Тещины вечерки
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
  Суббота - Золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
  Воскресение - Последний день Масленицы или прощёное воскресенье.
Беседа для детей от 6-7 лет
Ведущая.
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!» А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинница, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Приложение №2.
Заклички.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №3.
Частушки
1. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья. Марья и Катюша
Песни петь пришли сюда
2. У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые
3. Сшила платье из капусты
Огурцом отделала
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала?
4. Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один ишь дать
5. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Приложение №4.
Хороводная игра «Ровным кругом»
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.
Игра «Масленица»
Слова к игре: А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?
Логоритмическая игра «Радуга – дуга»
Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…. (машут руками)
И на облако присели, стоп! (приседают)
Приложение №5.
Пословицы и поговорки.
• Блины брюхо не портят.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
• Не житье-бытье, а Масленица.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин добр не один.
• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий