Powered By Blogger

среда, 22 марта 2017 г.

Статья "Взаимосвязь педагогов ДОУ в формировании нравственно патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность."

Взаимосвязь педагогов ДОУ в формировании нравственно патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.    Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка, отсутствие интереса родителей к жизни дошкольного учреждения, являются препятствием для развития   важных качеств личности.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. Актуальным становится проектирование видов детской деятельности, как особой формой развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Что же такое проект? Проект – это, прежде всего принятое, осознанное детьми, актуальное для них, конкретное практическое творческое дело.   Проектный метод позволяет организовать освоение ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей
Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями: М.И. Гуревич, В.В. Гузеева, С.М. Михайлова, С.М. Юсфин, В.П. Беспалько и другие. Ряд авторов (Т.А. Данилина М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселёва, Т.С. Ладога) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, а так же, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников.
Стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка          и единый стиль работы в целом, необходима интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное»,  «речевое развитие», «физическое развитие». Важным условием реализации поставленных  целей и задач любого проекта является взаимодействие   в образовательном процессе специалистов ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
В нашем детском саду патриотическое воспитание является приоритетным. Но нужно отметить, что применительно к дошкольникам понятия «чувство патриотизма», «патриот» носит достаточно абстрактный характер. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он познаёт окружающую действительность через практическую деятельность. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания. Поэтому работу в   данном направлении   специалистами ДОУ было решено провести в рамках  масштабного проекта «С чего начинается Родина». Работа по проекту строилась по нескольким блокам:  «Я и моя Родина», «Праздники и традиции», «Мы – спортивные», «Помним и гордимся!»
В ходе проекта дошкольники пополнили свои представления о доме, семье, детском саде, родном городе, стране и её традициях. Педагоги ДОУ использовали разнообразные формы и методы работы: презентации, беседы, чтение художественной литературы, песенные фестивали, спортивные праздники, музейную педагогику.
В процессе работы   дети проявляли живой интерес к практической деятельности:
·        Изготовлению атрибутов.
·        Пошиву  костюмов.
·        Оформлению стендов «Чтобы РОДИНА нами гордилась» и «Берегите природу нашей РОДИНЫ».
·        Созданию мини – музея воинской славы «Дедушкин альбом».
·        Закладке аллеи «Сирень Победы», посвящённой  годовщине празднования
             Дня Победы в ВОВ.
 Были привлечены в работу родители, с целью повышения уровня педагогической культуры и  компетентности по вопросам воспитания детей в семье, формирования опыта работы с детьми по развитию духовно-нравственных качеств личности ребёнка.  
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что проект, как метод, может стать рулевым управлением в развитии познавательной инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Опытно экспериментальная работа, музыкальное сопровождение, художественное слово, музейная педагогика, игровая деятельность очень значима для детей дошкольников. Исследуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по продуктивной деятельности определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своих «продуктах».  Проект дал возможность реализовать творческие возможности педагогов, а детям повод гордиться своей Родиной. 
Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Стали понимать значимость семьи в жизни каждого человека. 
В процессе    проекта реализовались задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие, эстетическое отношение к действительности, нравственное, патриотическое воспитание. В процесс познания сформировались навыки работы в коллективе и для коллектива, умения согласовывать свои действия с товарищами.

В итоге можем сказать, что данный проект повысил качество духовно-нравственного воспитания детей, сопричастность к родному дому, семье, детскому саду, гражданина и патриота своей страны.
Автор: Инструктор по физической культуре Плаксина В.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий