МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Совместная работа врача и инструктора по ф.з.к. – это основа эффективности воспитательно-образовательного процесса. Важная роль в этом процессе принадлежит врачебно–педагогическим наблюдениям (ВПН), которые проводятся врачом совместно с преподавателем физкультуры.
Оценка двигательной активности на занятиях определяется путем вычисления общей и моторной плотности занятия. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение педагога, перестроение, расстановку и уборку спортивного инвентаря. За вычетом времени, затраченного на простой детей по вине преподавателя, не оправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Это, так называемое, полезное время. Общая плотность есть отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять в норме 80-90% занятия.
Моторная плотность - это отношение времени, непосредственно затрачиваемого детьми на выполнение движений ко времени всего занятия, выраженное в %. Моторная плотность должна быть не менее 75-80%.
Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе упражнений следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые отражают влияние физической нагрузки на организм и имеют прямую связь с энергообеспечением мышечной деятельности.
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение ЧСС за 10 с. до занятия, после подготовительной части, после общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и восстановительного периода.
На основании эти измерений строят физиологическую кривую занятия
- графическое изображение динамики ЧСС. Максимум ЧСС обычно приходится на основную часть, ее под часть подвижные игры, что объясняется увеличением физической нагрузки и эмоциональным возбуждением.
- В подготовительной части ЧСС должна увеличиться на 15-20%, в основной
- на 50-60%, до 70-90% при подвижной игре, в заключительной части - на 5-10%. Через 2-5 минут после занятия ЧСС должна вернуться к исходному уровню.
Большое значение имеет определение внешних признаков утомления. Если у большинства детей имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности детей и подростков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий